- Логопед
- Учитель-дефектолог
- Подготовка к школе
- Детский психолог
- Школа раннего развития
- Детская хореография
- Обучение чтению
- Школа художника
- Репетитор начальной школы
- Актерское мастерство
- Английский язык
- Бисероплетение
- Кратковременное пребывание
- Нейропсихолог
- Школа Лидера
- Шахматы
- Юный блогер
- Мастер-классы
- Математика
- Творчество+моторика
- Живопись
- Музыка с Е.М. Попляновой
СПИСКИ ДЕЛ, ЦВЕТНЫЕ СТИКЕРЫ И ЧАЙ С ПИРОЖКАМИ
Время современных детей расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции, кружки, репетиторы… А ребенок, разрывающийся между обилием задач и долженствований, теряет впустую не только дефицитное время, но и силы. Лишить ребенка игр и общения со сверстниками, жертвуя его социализацией в угоду повышенному КПД, безусловно, нельзя. А отказываться от дополнительного английского или тенниса очень не хочется, ведь мы хотим вырастить наших детей разносторонними личностями.
Так можно ли организовать расписание школьника так, чтобы ребенок успевал и учиться, и развиваться, и еще имел свое личное время? Можно, говорит доктор экономических наук, специалист по тайм-менеджменту Марианна Лукашенко, обучая детей и их родителей основам авторской системы детского тайм-менеджмента.
Совет 1. Попробуйте вместе с ребенком составить список дел, которые необходимо сделать за день — это самая простая и эффективная техника планирования. Подайте эту задачу в игровой форме: попросите ребенка помочь вам спланировать ваш день. Потом восторженно (!) расскажите, как здорово вам удалось выполнить все намеченные дела благодаря его помощи. Договоритесь, что несколько дней вы вместе будете планировать ваше время, а потом обмениваться опытом.
Вначале вы можете составлять такой совместный список, планируя семейные выходные дни. Затем попросите ребенка, чтобы он попробовал сам составить список своих дел на день и разберите, что получилось.
Не будем забывать о том, что время ребенка регулируется взрослыми — и в школе и за ее пределами у него преобладают жесткие, то есть привязанные ко времени задачи, на планирование которых сам ребенок, как правило, не влияет. Понимая, что ему доверяют организовывать свое время, ребенок начинает ощущать ответственность за принятые решения, чувствует и ведет себя как взрослый самостоятельный человек.
Совет 2. Для самых маленьких, кто еще ходит в детский сад или начальные классы, вместо списков дел можно использовать картинки и рисунки. Визуальные образы гораздо лучше воспринимаются детьми, а сам процесс планирования станет намного увлекательнее.
Так, в одной многодетной семье ежедневно случалась неразбериха во время утренних сборов: малыши никак не могли удержать в голове все дела, которые необходимо сделать, маму разрывали на части, все нервничали и вечно опаздывали. Все благополучно разрешилось, когда они взялись за дело, как заправские специалисты по тайм-менеджменту: родители вместе с детьми составили перечень всех утренних дел, дети нарисовали все свои дела на небольших цветных карточках. У каждого ребенка был свой цвет и своя фигурка этих карточек: у одного красные кружки, у другого — зеленые сердечки и т.п. Затем эти карточки были помещены в жестяную коробку, которая каждое утро открывалась, карточки извлекались, и дети, руководствуясь ими, очень оперативно и без нервотрепки осуществляли утренние сборы.
Совет 3. Вечернюю подготовку к школе удобно организовать с помощью пробковой или магнитно-маркерной доски. Предложите ребенку крепить на нее разноцветные стикеры с рисунками. Каждый рисунок соответствует делу, которое ребенок должен сделать вечером. Портфель — собрать учебники и тетрадки, кеды — взять физкультурную форму, зубная щетка — почистить зубы и т.д. По мере того как дело делается, ребенок снимает стикер с доски. Таким образом, мама избавлена от необходимости постоянно напоминать ребенку о его делах, а ребенок самостоятельно собирается в школу и учится планировать свои дела.
Совет 4. У наших детей существует масса задач, которые нужно делать регулярно: зарядка, домашние задания, чтение, помощь родителям по дому и многое другое. Существуют очень простые и удобные таблицы, которые можно нарисовать цветными фломастерами на доске. Слева, по строкам, нужно написать те задачи, которые ежедневно должны выполнять все члены семьи. Наверху, по столбцам — даты или дни недели.
Например, ребенок должен ежедневно делать зарядку, а вы — готовить обед. В столбце, соответствующем сегодняшней дате, ребенок ставит «плюс», когда сделает зарядку, вы — «плюс», когда приготовите обед. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт (сходите в кино, сыграете в игру и т.д.), когда вместе с ним наберете определенное количество плюсиков.
Важным результатом данной техники является формирование семейной культуры организации времени, когда принятые в семье правила неукоснительно и на равных выполняются всеми членами семьи. В одной семье в такую таблицу не включили самого младшего ребенка, поскольку ему не было еще и двух лет. Так он, видя, что все вокруг что-то на этой доске пишут, попытался тоже вписаться как смог — посредством большущей закорюки, разумеется. Тогда и его включили в список, написали в его ежедневные задачи зарядку и стали отмечать ее выполнение. Малыш был очень доволен — теперь и он был в команде.
Совет 5. При составлении списков дел необходимо учитывать их приоритет. Научите ребенка составлять список дел на день по убыванию важности, то есть вначале записывать наиболее важные дела, а затем уже менее важные. И выполнять дела по списку. Тогда к вечеру у ребенка гарантированно не останется важных невыполненных дел.
Данная техника отнюдь не означает, что любимые ребенком занятия всегда будут делаться по остаточному принципу, время на них выделять обязательно надо. Но она позволяет избегать стрессовых ситуаций, когда поздним вечером обнаруживается, что до подготовки к контрольной работе руки так и не дошли, а глаза слипаются, и сил ни на что уже нет.
Кстати, выполнение важных дел в плановом порядке позволяет предупредить у ребенка прокрастинацию или промедление. Оно нередко связано с опасением не справиться с важным делом, из-за чего ребенок откладывает его выполнение до последнего и при этом, разумеется, переживает. А когда у ребенка запланировано достаточно времени на выполнение важной задачи, после которого его ждет увлекательный отдых или любимое занятие, он эту задачу воспринимает гораздо спокойней, да и справляется с ней быстрее.
Совет 6. У вас и у ребенка может быть разное представление о том, какое дело является наиболее приоритетным, поэтому об этом необходимо договориться. Наивысшим приоритетом обладают дела, связанные с жизнью и здоровьем человека. Например, сбегать за лекарством для бабушки, если бабушка плохо себя чувствует, важнее, чем сделать уроки.
Как известно, умение договариваться и держать слово — важнейшее качество и в деловой, и в личной жизни. Этому необходимо учить с детства, и тайм-менеджмент тут отличный помощник. Вырабатывать семейные договоренности нужно, основываясь на семейных ценностях — они были, есть и будут идеологической, нравственной и философской основой жизни семьи. Поэтому ценности надо осмысливать и озвучивать, обсуждая с ребенком, что является наиболее важным для всей семьи. Это может быть вера и любовь, дружба и сотрудничество, доверие и искренность. Разумеется, могут быть и другие ценности. Основываясь на ценностях, ребенку гораздо легче находить и ставить достойные цели, развиваться гармоничной, социально ответственной личностью.
Совет 7. Огромная задача кажется ребенку непосильной. Поэтому он будет находить множество причин, чтобы ее не делать вообще или тянуть до последнего. Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. В тайм-менеджменте большая задача называется «слоном», а в нашем детском тайм-менеджменте — «шоколадным слоном», которого мы делим на дольки и съедаем по одной.
Дольки должны быть очень четкими и конкретными. Например, при изучении иностранного языка такой ежедневной долькой могут быть 3-5 новых иностранных слов, которые надо выучить.
Следует отметить, что неумение или нежелание ребенка ставить цели нередко обусловлено непониманием, как он эту цель должен достигать. И подробная декомпозиция цели, то есть разбиение ее на подцели до тех пор, пока не станет простой и очевидной последовательность действий для ее достижения, способна придать ребенку сил и вселить в него необходимую уверенность. Лучше всего вместе с ребенком визуализировать цель, то есть нарисовать ее и ее составляющие. Такая техника называется интеллект-картой и отлично работает, когда нужно «увидеть» и структурировать большую и непонятную проблему.
Совет 8. У ребенка есть и несложные, но противные дела. Поэтому их он тоже откладывает. В тайм-менеджменте такие дела называются «лягушками», а выполнить такое дело называется «съесть лягушку». Лягушка съедается в первую очередь. Но ребенка сложно убедить в том, что ему необходимо есть лягушку даже понарошку. Справиться с несложными, но неприятными делами помогут следующие хитрости.
Во-первых, соревнование, драйв. Например, ребенку надо убрать комнату. Пусть засечет время, ровно 15 минут. За это время на скорости он должен все убрать. Еще лучше, если вы с ним поспорите, кто раньше уберет свою комнату за эти 15 минут.
Во-вторых, придумать игру. Например, ему надо помыть посуду. Пусть представит себе, что он археолог, а в раковине лежат древние вазы, которые необходимо отмыть для музея или найти на них тайные письмена. И в-третьих, для каждого дела «надо» пусть придумает дело «хочу». Помыл посуду — прошел новый уровень в компьютерной игре. Только соблюдаем правило: дело «хочу» не должно превышать по времени дело «надо».
Совет 9. Помним, что тайм-менеджмент касается не только учебы и работы, но и отдыха. В школе у ребенка отдых четко регламентирован, в отличие от дома. Между тем, дома тоже необходимо соблюдать баланс учебы и отдыха. Есть даже правила отдыха.
Первое правило — устраивать короткие перерывы для отдыха через каждые 30-40 минут занятий. Второе правило — чередовать разные виды деятельности. Например, после выполнения домашнего задания на компьютере не стоит отдыхать, играя на компьютере. И третье правило — если работал в одном месте, отдыхать лучше в другом, если есть такая возможность. Конечно, в идеале лучше выйти погулять, но если не получается, можно просто на кухне выпить чаю с пирожками и поговорить по душам.
Совет 10. Как приучать ребенка к тайм-менеджменту? Точно так же, как мы приучаем его ко всем полезным вещам — только игрой. Не заставляя и не навязывая. Не смеясь, если что-то вышло не вполне удачно, и не наказывая, если не вышло вообще. Не сердясь, если и выходить-то не собиралось. На личном примере, на договоренностях, на «рукопожатии». Даже «на спор».
Тайм-менеджмент очень сплачивает семью, если она формирует и укореняет собственные жизненные ценности. Тогда планирование любой деятельности ребенка подчинено поставленным целям, а те, в свою очередь, ориентированы на семейные ценности. И это помогает ребенку совершать множество важных поступков, способствующих его росту и успешному развитию. Ведь все мы знаем известную пословицу: "Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь характер-пожнешь судьбу!"